Карта-оглавление

Карта-оглавление

Актобе, Казахстан (400 000 чел.). 6-10 нояб. 2011, -15°С
Оренбург. Последний росийский город по пути в Казахстан (560 000 чел.). 2-5 нояб. 2011, -5°С
Чеховская обл. Родная поляна у реки Нара. Июнь-авуст 2011
Пенза (520 000 чел.). 30 окт. - 1 нояб. 2011, 0°С
Ишкертам. Киргизский поселок на границе с Китаем (высота 3500м). 5-8 дек. 2011, -40°С
Бишкек. Маленькая киргизская Москва (чуть менее 1 млн чел.). 1-4 дек. 2011, -1°С
Кашгар, Китай (ок. 500 000 чел.). 9-18 дек. 2011, -10°С
Петербург, такой родной и слегка ненавистный. 28 окт.2011, +10°С
Москва. 29 окт.2011. +5°С
Самара
Тольятти
Алматы - бывшая столица Казахстана
Кызылорда, Казахстан (310 000 чел.)
Ланьчжоу, Китай (ок. 4 млн чел.)
Джиукуан, Китай
Лхаса, Тибет, Китай.
Кабул, столица Афганистана.
Урумчи, Китай (ок.3,5 млн чел.)

вторник, 3 марта 2015 г.

Через зимние степи

по дну моря на джипе
по дну моря на джипе                  
by Славик Асанов                  
  В утро нашего отъезда из Оренбурга похолодало до -10, пошел снег, задул колючий и неумолимый степной ветер. Но мы все равно вышли на дорогу, я замотала свои многострадальные ноги пледом поверх штанов. Ехать, к счастью, было недалеко - до города Актобе или Актюбинска по-русски, что на Казахской стороне, было меньше трехсот километров. Там нас уже ждал мой друг, у которого мы собирались погостить еще несколько дней до момента облегчения болезни.

  В Актобе была теплая квартирка, там за окном бушевали снега и ветра, а здесь была музыка, казахская трава, добрый друг, замученный жизнью в этом мрачном городишке, и его воинственная мама, которая в конце-концов оказалась очень доброй — в общем, небольшой отдых. Маме, как мне сказал позже друг, я очень понравилась, и она даже дала мне в дорогу денег. Со словами "чтобы ты не думала, что я уж такая плохая" она вернула мне обратно те 10$, что я ранее разменивала у нее на казахские тенге.

соль      
by Славик Асанов         
  Были так же бесчисленные перевязки, гной, текущий из дырки в ноге, незаживающие инфицированные ожоги от банки, уколы и рыдания в ванной. Все это страшно мне надоело и я даже боялась надеяться, что этот кошмар, наконец, когда-нибудь закончится. Но он все-таки закончился. Через четыре дня, когда наступило заметное облегчение, мы снова двинулись в путь.

  Славику непременно хотелось посмотреть на советские корабли, стоявшие на дне высохшего Аральского моря. Я уже пожалела, что когда-то в Питере сама подкинула ему эту идею — в такой холод мне было не до кораблей, а лишь хотелось поскорее попасть в теплые края. Но его аргумент был железным: "Ну я ведь ждал тебя и в Актюбинске и в Оренбурге". И так, взяв курс на Узбекистан, мы двинулись в путь, но задержались по пути в Аральске. Городок этот располагался рядом с единственной трассой а так же единственной железной дорогой в этой части страны. Они шли рука об руку и, устремляясь на юго-восток к узбекской границе, двумя параллельными линиями прорезали бескрайние снежные степи Казахстана. Какую-то часть пути мы, как убежденные автостопщики, пытались проделать на попутках, но быстро бросили эту затею, поняв, что живее будем, если поедем в Аральск на электричках. В такой мороз с пронизывающим колючим ветром в придачу стопить стало совершенно невозможно. Мы приняли решение до самого Узбекистана добираться поездами.


укрощение верблюда
укрощение верблюда автостопщиком         

  Корабли в исчезнувшем море тоже исчезли. За последние несколько лет аральцы их все распилили на металлолом. Водила-гид, привезший нас туда на джипе за немалые для нас деньги (надо сказать, дорога от города и вправду была неблизкая), указывая на бескрайнее соленое поле колючек и ракушек, в которое превратилось теперь море, сделал удивленное лицо: мол, еще недавно корабль прямо тут стоял, а теперь вот исчез... Ну что ж, мы посмотрели на дно бывшего моря и на стадо пасшихся на нем верблюдов. Славик даже залез верхом на одного из них, а мне было достаточно поглядеть на него со стороны - как-то не хотелось, чтобы меня оплевали.


  Зато сам Аральск, это Богом забытое место, был весьма колоритен. Настоящий, затерянный в пустыне, среднеазиатский городок с голубыми крышами и голубыми окнами в глинобитных домиках, что располагались по окраине города вдоль песчаных покрытых инеем улиц, с голубым небом и седобородыми дедушками в тюбетейках, а порой даже в национальных халатах, хмурые и недоверчивые взгляды исподлобья в нашу сторону - наверное, здесь не очень-то привыкли к туристам. Город по-прежнему носит имя моря, которого здесь уже давно нет, и как будто в насмешку себе самому оформлен в морском стиле: повсюду голубой цвет, морская символика: якоря, рыбки да волны - все это осталось с советских времен, но теперь сморелось не только старомодно, но и вдвойне грустно на фоне общего запустения.
летний, но такой же голубой, как и зимой, Аральск          
by gidrol          

  Затем были долгие ожидания на станциях и ночевка вокзале, пересадки и вписки за небольшой бакшиш либо в тамбур поезда, либо на одну полку плацкарта вдвоем, и неизменный пейзаж за окном: припорошенные снегом, с мелким кустарником и остатками пожухлой травы полупесчаные равнины, по которым гуляет вездесущий степной ветер.

  Последний поезд нам попался очень веселый, полный молодых узбеков, ехавших домой из Москвы. Радость от возвращения после тяжелых трудов на родину наполняла весь вагон, выливаясь смехом и песнями. Здесь постоянно происходило какое-то движение: вот кто-то пошел делиться едой с половиной вагона, а вот, кто-то проигрался в дурака и его заставили танцевать, а все вокруг стали хлопать в ладоши, подбадривая его. Эти люди, встретились здесь, в поезде, лишь 2 дня назад, но жили уже как одна большая семья. В эту семью нас так же с легкостью приняли: угощали чаем с булочками и приглашали в гости кто куда, в разные города. Я тоже играла с девушками и ребятами в карты, хлопала, когда проигравшему приходилось танцевать, а одной девушке даже составила компанию - она страшно стеснялась танцевать одна. Я от души повеселилась вместе с ними, такими простыми и искренними людьми, которые составили столь разительный контраст угрюмым и неразговорчивым казахам. Так, еще не доехав до Узбекистана, я уже успела полюбить его жителей.


by Илья Варламов                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий