by Славик Асанов |
Признаться, мы побаивались момента проверки нашей
регистрации после печального опыта на казахской границе, когда нас задержали
почти на целые сутки. В Узбекистане, так же как и в Казахстане является
обязательной регистрация иностранцев после трех дней пребывания в стране (в
Казахстане — после пяти). На этот раз, мы все подробно изучили, чтобы больше не
проштрафиться, и выяснили, что подходят не только квиточки из гостиниц,
которые любезно добыл каким-то образом наш радушный коучсерфер из Ташкента, но
и билеты на поезда и автобусы.
Но на этом все не закончилось. Таможенники радостно нас
поприветствовали и попросили пройти на досмотр. Обыскали полностью, разве что
раздеться не заставили. Думаю, мы были первыми туристами с большими рюкзаками,
которых они здесь видели, поэтому, для проформы, нас и решили досмотреть.
Причем не понятно, на что они вообще смотрели — у меня был большой пакет
лекарства для живота в виде белого порошка в прозрачном пакете без какой-либо
заводской упаковки, а они даже не спросили, что это. Но я не жалуюсь, хорошо,
что не спросили.
Перед нами открывалась пустынная прямая дорога меж полей — километр нейтральной территории. Никого. Только стадо гусей, да какой-то всадник проскакал. Всю дорогу мы со Славиком прикалываемся по этому поводу.
Хорошенькая граница.
by Alexander Belenkiy |
Но то, что мы обнаружили на киргизском посту, совсем поразило наше воображение: бытовка два на два из ржавых металлических листов подобная тем, что на стройках, в нее воткнут киргизский флаг. И все. Никаких ворот, заборов, ничего и никого... Мы постучались. Оттуда выглянул дяденька в гражданском.
— А где у вас тут печати ставят?
— А, вам печать нужна? Ну держите.
Отштампованные и офигевшие мы пошли дальше.
Ах, я забыла сказать, что мы автостопщики и едем без денег! Здесь, в Средней Азии, всегда об этом нужно говорить. Но мы так долго ждали попутку, а этот водитель был такой радостный и дружелюбный, что я потеряла всякую бдительность. Ближе к середине пути до меня наконец дошло, что он таксист, но было уже поздно и глупо включать задний ход. Мы сторговались, кажется по 10$ с носа. Слава сказал, что, поскольку это была моя ошибка, то платить я буду за нас обоих. Что ж, обидно, но вроде как справедливо. Ну ничего, позже я припомню ему это и отплачу той же монетой.
by Alexander Belenkiy |
Горы — без сомнения самое величественное и прекрасное творение природы. Но вот какой странный эффект: по-видимости, из-за постоянных перепадов высоты, меня то и дело охватывала непреодолимая сонливость. И было досадно пропускать такую красоту, но я ничего не могла поделать: так и ехала, то проваливаясь в забытье, то взирая на чудные пейзажи сонными глазами.
Уже в темноте мы миновали самую высокогорную часть дороги и проехали сквозь узкий высотой более двух метров ледяной коридор, прорубленный в недавно сошедшей на дорогу лавине. Мы двигались сквозь него так медленно, что я успела хорошенько осмыслить ту первозданную мощь и опасность, что таится в этих горах. Но при этом я не чувствовала там опасности, а наоборот, лишь покой, тишину и силу, что-то загадочно-таинственное было в той снежной ночной горе.
А вот столица Киргизстана, этот памятник советской
архитектуры 60-х гг, не впечатлил меня ничем, кроме того, что здесь все говорят
исключительно по-русски, молодежь одевается очень современно, и все это в общем
похоже на маленький кусочек Москвы. Мы проведали индийское посольство и получили новый отказ в долгосрочной визе, я
провела полдня в интернет-кафе за исследованием карты и построением новых маршрутов. Больше нам здесь нечего было делать.
Славе посчастливилось отыскать здесь друга своего
одногрупника, у которого мы остановились на три дня. Это было поистине
мусульманское гостеприимство! Мурат, его брат и друзья развлекали и заботились
о нас как только могли: возили кататься на горных лыжах, угощали в кафе, катали
меня, пожалуй, на самой лучшей во всей Киргизии лошади из их собственной
конюшни. По правде, я совсем не умею и терпеть не могу кататься на лыжах и
сноубордах. Единственное, что хорошо
получается — так это падать. Зато Славик получил от катания массу
удовольствия. Я же, очень скоро убедившись, что по-прежнему умею только падать,
просидела большую часть времени в кафешке с Муратом, глядя в окно. Мурат тоже
не любил кататься, но поехал сюда ради нас, и это было самое замечательное. Зато
катание на лошади очень впечатлило. Этот вороной скакун настоящий чемпион на
скачках. Я спросила конюха:
— А как с ним обращаться, что делать?
— Да ничего не надо делать, просто откинься, как в мерседесе, и вперед!
И это действительно было как в мерседесе, так же стремительно, плавно и комфортно, но гораздо больше захватывало и радовало дух.
— А как с ним обращаться, что делать?
— Да ничего не надо делать, просто откинься, как в мерседесе, и вперед!
И это действительно было как в мерседесе, так же стремительно, плавно и комфортно, но гораздо больше захватывало и радовало дух.
киргизская национальная мода by Alexander Belenkiy |
Я не люблю водить транспортные средства, даже на велосипеде
я чувствую себя неуверенно, а уж с машиной вообще не заладилось с самого
начала, когда я, еще будучи подростком, под присмотром отца запилила ее в
канаву, расплющив весь перед и сбив единственного велосипедиста на пустой
проселочной дороге. С тех пор во взаимодействии с машинами я выступаю
исключительно в виде пассажира (надо сказать пассажира профессионального,
называемого автостопщиком). Но зато на лошади я чувствую себя так, будто
родилась в седле.
Мы провели эти дни за приятными беседами в компании друзей,
а иногда и в спорах на религиозные темы и чтении Корана. Я чувствовала себя
неважно, снова болели почки, и я поняла тогда, что это из-за мяса. После
стольких лет отсутствия его в моем рационе, я могу ощутимо почувствовать, как
оно прямо-таки убивает мое тело, но было очень трудно объяснить это
гостеприимным хозяевам дома.
У Мурата замечательный отец, который всю жизнь проработал
тренером скаковых лошадей, а сейчас имеет собственную конюшню. Предки Мурата
переехали в Киргизию из Кабардино-Балкарии в далекие советские времена в
результате какой-то государственной программы. Мурат рассказывал, что это были тяжелые
времена для них. Многие из переселенцев, особенно женщины и дети, погибли в
дороге. Они ехали в общих вагонах поездов, и гордые кавказские женщины не могли
позволить себе кормить грудью детей на глазах у чужих мужчин, и не могли даже
сходить в туалет, умирая от разрыва мочевого пузыря.
С благодарностью мы покидали большой и щедрый дом этого прекрасного семейства. Их радушная доброта тронула мое сердце. Нас приглашали в гости еще, и даже предлагали переехать к ним жить. Я обещала приехать снова при условии, что они не будут кормить меня мясом.
жемчужина Киргизии, виденная мною только на фото by Time KG |
Каждый из наших водителей обязательно интересовался, видели ли мы Иссык-Куль, жемчужину Киргизии, и, получив отрицательный ответ, пытался убедить нас съездить туда. Может и стоило это сделать, ведь не зря же они все так рекламируют это озеро, к тому же, дорога наша пролегала совсем неподалеку. Но мы были стойкими и не поддались на уговоры, уж слишком хотелось поскорее добраться до Китая. Но не тут-то было. Мы переночевали в каком-то городишке дома у пьянющего русского дядечки, но уже к середине следующего дня поняли, что Китая нам здесь не видать. Когда мы смотрели гуглкарту, мне и в голову не пришло почитать про эту границу что-либо: если есть погранпункт, значит можно его перейти. Но оказалось, что эта граница пропускает исключительно фуры, причем только с одним водителем в кабине. Об этом нам рассказал дальнобойщик, который подвез нас до ближайшего городка Нарын уже высоко в горах. Мы навели здесь справки и, убедившись в его словах, не доехав до Китая каких-то 150 км, повернули назад. Было немного обидно проехать лишних 650 км, но та красота, что мы наблюдали на протяжение всего пути, затмила всякое разочарование.
Два пропускных пункта киргизо-китайской границы по прямой
разделяет расстояние в каких-то 170 км, но там, среди семитысячных вершин, конечно,
нет никаких дорог. Поэтому нам пришлось проделать обратно ровно такой же путь
через Бишкек вплоть до того самого места, откуда мы прибыли в Киргизию (да-да,
того с гусями и ржавой будкой, где до нас никогда не видели русских туристов),
и даже дальше, до приграничного с Узбекистаном города Ош, откуда начиналась
дорога вверх, к границе. В общей сложности, мы накатали таким образом около
2000 км просто затем, чтобы узнать, что столь желаемую индийскую визу нам не
дадут и через границу не пропустят. Но зато мы повстречали чудесного Мурата и
его семью, объехали почти всю страну, я познакомилась с величественными горами
Тянь-Шаня и лошадями, которых так люблю.
И если уж рассуждать с точки зрения целесообразности и
смысла, то и целиком во всем этом путешествии не было ни того, ни другого.
Многие думали, что я делаю это из экономии, но за все время пути я потратила денег гораздо больше
стоимости билета на самолет. Все это была лишь безумная мечта о волшебстве и
приключениях, которая силой моей воли воплотилась в жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий